Совет № 24 Помните! «Перед началом обгона убедитесь в безопасности маневра» – не единственное правило безопасного обгона
Совет № 25 Перед началом маневра подумайте, сможете ли вы его завершить.
Совет № 26 Если вас обгоняют, не нужно увеличивать скорость – этим вы препятствуете обгону и нарушаете ПДД
Сейчас мы рассмотрим основные правила обгона, а потом более подробно рассмотрим ситуации, возникающие при обгоне. Вот основные правила безопасного обгона:
• Перед началом обгона убедитесь в безопасности маневра (для этого нужно посмотреть в зеркало заднего вида, а потом посмотреть на встречную полосу – хватит ли пространства и вашей скорости для безопасного завершения маневра?).
• Когда будете завершать маневр, не притормаживайте перед обгоняемым автомобилем.
• Если не собираетесь обгонять автомобиль, не приближайтесь близко к нему. Во-первых, это не безопасно, а во-вторых, автомобилю позади вас будет сложнее выполнить обгон, так как придется обгонять уже два автомобиля.
• Не препятствуйте обгону!
• Если кто-то уже вышел на обгон, не нужно за ним пристраиваться, особенно если видимость ограниченна! Он может успеть, а вот вы – нет. В том случае, если водитель не успеет завершить обгон, ему потребуется пространство, для того чтобы вернуться обратно.
• Помните о мертвых зонах зеркал, поэтому не особо полагайтесь на них при обгоне!
• Когда вас обгоняют, немного подвиньтесь вправо (если позволяет дорога) – этим вы облегчите маневр обгоняющей машине.
• Иногда (если позволяет дорожная ситуация и мощность двигателя) проще обогнать сразу несколько автомобилей, чем обгонять каждый автомобиль отдельно.
Прежде чем начать маневр обгона, убедитесь в его безопасности, то есть в том, что сумеете его завершить. Не нужно обгонять, если не уверены. И не забудьте включить поворот, чтобы водитель обгоняемого авто заметил вас и не мешал обгону. Иногда попадаются дураки за рулем, которые этому препятствуют, – от таких вообще лучше держаться подальше!
Перед самим началом обгона убедитесь, что сзади вас нет автомобиля, который начал обгон. В этом случае включите правый поворот и вернитесь на свою полосу. Не волнуйтесь, вы все успеете. Куда спешить? На тот свет?
Если вы хотите обогнать длинномер, то начинайте просматривать встречную полосу еще до того, как вы к нему приблизитесь.
Необходимо смотреть за автомобилями, которые могут выехать из примыкающих слева второстепенных дорог. Да, они должны вас пропустить, но такое происходит не всегда. Одним словом, если на второстепенной дороге кто-то есть, лучше не обгонять.
Никогда не начинайте обгон в условиях недостаточной видимости (на подъемах, на «закрытых» поворотах) – ведь вы не знаете, что будет на подъеме и кто выедет из-за поворота.
И еще: если автомобиль снизил скорость, прежде чем совершить обгон, постарайтесь понять, почему он это сделал. Помню, никак не мог обогнать джип – шел он очень хорошо, километров 150 в час, а дорога не позволяла сделать обгон – то ямы, то сужения. И вот он притормозил, а я, дождавшись момента, вышел на обгон и... со всей дури в яму. Он про эту яму знал, а я нет. Увидеть я ее не мог – во-первых, ночь; а во-вторых, джип большой. Ничего страшного тогда не произошло, но запомнилось надолго.
Чтобы автомобиль был резвее на обгоне, можно переключиться на пониженную передачу, например, если вы ехали на пятой, то на четвертую или даже на третью – все зависит от вашей скорости. Если скорость существенно превышает скорость обгоняемого авто и дорога хорошо просматривается, можно вообще не переключаться. Если у вас АКПП, то во время обгона, для того чтобы автомобиль был более резким (для перехода на пониженную), нужно втопить педаль газа в пол. Так нужно делать, когда вы уже выехали на встречную. Если вы включили поворот, но еще не выезжали на встречную, «кик-даун» использовать нельзя.
При завершении обгона не нужно сразу сбавлять скорость – сначала полностью вернитесь в свой ряд.
Вот алгоритм действий при обгоне:
• включите левый поворот – это даст всем понять, что вы начинаете обгон;
• убедитесь, что сзади никто не пытается вас обогнать;
• убедитесь, что встречная полоса «чистая» и вы успеете безопасно завершить маневр;
• перестраивайтесь на встречную полосу и тапку в пол. Поворот не выключайте;
• как только обгоните авто, немного протяните, включите правый поворот и возвращайтесь в свой ряд;
• после завершения маневра можно выключить правый поворот и сбавить скорость.
Если что-то пойдет не так, завершайте обгон любой ценой – ничего, если поломаете зеркала или поцарапаете бок машины. Главное – избежать лобового удара.
Напомню, что обгон запрещен:
• на перекрестке;
• на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
• ближе чем за 50 метров перед пешеходным переходом в населенных пунктах и 100 метров, если пешеходный переход находится вне населенного пункта;
• в конце подъема;
• на мостах, эстакадах, путепроводах, крутых поворотах;
• на участках дороги с ограниченной видимостью;
• в условиях недостаточной видимости (например, в туман);
• нельзя обгонять транспортное средство, которое уже начало обгон (или объезд) или обгоняет;
• в тоннелях;
• на дорогах, где есть две и более полосы для движения в одном направлении;
• нельзя обгонять колонну транспортных средств, сзади которой движется автомобиль с проблесковым маячком (кроме оранжевого цвета).
Тут все просто. Просто не мешайте обгону. Если вы видите препятствие, которое не видит обгоняющий, предупредите его об этом – включите аварийку или левый поворот. Он подумает, что вы хотите объехать препятствие. Можно несколько раз нажать на тормоз – поморгать ему «стопами». Если водитель сзади догадается, что вы хотите сказать, то не будет вас обгонять, а если нет... Ну тогда ему следовало бы быть более сообразительным.
Если вы видите, что обгоняющий не справится с обгоном – ну не успевает он вернуться в свою полосу, притормозите и примите немного вправо – этим вы ему поможете. Сильно притормаживать тоже не нужно – чтобы тот, кто сзади, не въехал в вас, хотя это уже его проблемы, надо было соблюдать безопасную дистанцию.